ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ

Наркомания в настоящее время – это одна из острых социальных проблем не только в России, но и во всем мире. Образовательные учреждения, правоохранительные органы и общественные организации предпринимают попытки активизировать профилактическую деятельность. Появилось большое количество специалистов, занимающихся профилактикой распространения психоактивных веществ и формирования зависимости от них. Происходит увеличение количества учреждений и организаций, где наркозависимым оказывается необходимая медицинская и психолого-социальная помощь. Однако эта деятельность не приводит к желательным результатам. По данным Информационного агентства АПИ до 60% населения страны в возрасте до 21 года может быть отнесено к «группе риска» употребления наркотических веществ.
Наркотизация населения является одной из самых острых социальных проблем и потенциальной угрозой демографическому и культурному воспроизводству социума. Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при сужении, с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридически приемлемых, во многих странах наркомания признана социальным бедствием.
Даже эпизодическое употребление наркотиков несовершеннолетними должно рассматриваться как чрезвычайное событие, так как это сразу сказывается на их психике, поведении, на учебе в учреждении образования, взаимоотношениях с родителями.
Часто легкая доступность наркотиков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствуют росту наркомании.
В последнее время наблюдается резкий рост наркотизации среди несовершеннолетних. Причин для этого более чем достаточно. Они 4 кроются в политической и социально-экономической нестабильности общества.

Профилактика наркозависимости в молодежной среде

Профилактика наркомании – совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании.
Профилактика детской, подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества.
Многообразие подходов к профилактике наркомании, сложившейся к настоящему времени в нашей стране и за рубежом, подразделяются следующим образом:
Информационный подход основан на распространении информации о наркотиках. Сторонники этого подхода убеждены, что знания об употреблении психоактивных веществ и их последствия будет являться эффективным толчком для формирования здорового поведения и отказа от наркотиков.
Подход, основанный на влиянии социальных факторов. Употребление наркотиков объясняется важнейшей ролью социальной среды в развитии человека, которая является источником обратной связи для личности, рассматривается как система поощрений и наказаний. В социуме, прежде всего, следует искать предпосылки употребления наркотических веществ личностью. Как более частные варианты этого подхода можно рассматривать педагогический и правоохранительный подход.
Педагогический подход объясняет риск формирования девиантного поведения вредными привычками, педагогической запущенностью, воспитанием в социально не благополучных семьях.
Правоохранительный подход в качестве основных признаков рассматривает определенные формы поведения (самовольные уходы из семьи, уклонение от учебы). Профилактика наркомании в рамках этого подхода направлена, прежде всего, на микросоциум – семью, подростковые компании, школьные коллективы.
В рамках подхода формирования жизненных навыков наркотическая зависимость рассматривается как научение определенной форме поведения, которая транслируется конкретной субкультурой. Предметом профилактики является повышение у подростков устойчивости к различным социальным явлениям, в том числе и к предложениям попробовать наркотики.
Личностно ориентированный подход, согласно которому ребенок не будет употреблять наркотики по внутриличностным мотивам.
Духовно-ориентированный подход понимает наркоманию как выражение кризиса духовности в обществе. Цель профилактики наркомании – сформировать у подростка нравственное поведение, систему ценностей, из которой наркотик был бы исключен.
Представители досугово (альтернативного) похода считают, что профилактика наркомании заключается в развитии альтернативной употреблению наркотиков деятельности. Для этого необходимо развивать такие социальные программы, в которых подростки могли бы реализовать собственные потребности в острых ощущениях, стремление к риску, повышенную поведенческую активность.

Формирование здорового образа жизни

Основная идея этого подхода – формирование здоровой личности, проявляющий здоровый жизненный стиль, влияющий не только на собственное благополучие, но и способствующий позитивным изменениям среды, социальной и культурной ситуации.
Каждый из названных подходов имеет свои возможности и ограничения. Наиболее эффективным подходом на наш взгляд является педагогический подход. Его мы рассмотрим подробнее.
Наиболее удобным местом для профилактической работы является школа, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение на протяжении ряда лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной школы профилактические программы включаются в учебный план.
Для большинства детей школа является основным местом времяпрепровождения и средой, определяющей их дальнейшую судьбу. Общеобразовательные учреждения обладают уникальной возможностью при тесном взаимодействии с семьей, общественностью, властными и силовыми структурами расширить воспитательное пространство школы и проводить разработку и внедрение комплексного антинаркотического воспитания. Необходима такая организация педагогического процесса, когда посредством антинаркотического воспитания у будущего поколения формируется культура адекватного социальным нормам поведения и здорового образа жизни.
Учителя, психологи, социальные педагоги могут играть в профилактической работе решающую роль. Главная педагогическая цель – сформировать психологический иммунитет, т.е. вызвать у подростка отрицательное отношение к наркотикам. В более раннем возрасте – на уровне «хорошо – плохо», а в старшем – объяснить губительные механизмы действия наркотиков.

З.Б. Адуева,
специалист 1 разряда администрации
Шелковского сельского поселения