ЛИДЕР, МЫСЛИТЕЛЬ, ПАТРИОТ

Появление на изломе исторической судьбы народа такой личности, как Ахмат-Хаджи Кадыров – явление не случайное. Способность изменить сложившуюся ситуацию, взять на себя ответственность за судьбы людей и повести их, жертвуя собой – такова историческая миссия Лидера, и это тот выбор, который он сделал для себя.

Интенсивность позитивных преобразований, происходящих в Чеченской Республике в последние годы, напоминают мифическую птицу феникс, вновь и вновь возрождающуюся из пепла. Постепенно залечиваются раны, нанесенные чеченскому народу одной из величайших трагедий ХХ века.
Но чем спокойнее становится наша жизнь, тем сильнее уверенность в завтрашнем дне, тем глубже наше стремление осмыслить свое недавнее прошлое: истоки, причины трагедии. Всплывают имена и события, речи и дела, достойные и недостойные. Вспоминаются журналистские ярлыки, шельмование и унижение. Боль и обиды были сопоставимы лишь с чувством безнадежной обреченности и потери перспективы дальнейшего развития.
И мы вновь и вновь обращаемся к логическому объяснению феномена этого выдающегося человека. Воспоминания об Ахмате-Хаджи Кадырове – это не только дань глубокого уважения к личности Первого Президента чеченского народа. Не ставя задачу выявления присущих ему ярких качеств лидера-знаменосца, мы обращаем внимание на ту роль, которую он сыграл в разрешении немыслимого клубка противоречий, скопившихся в Чечне за период трагических проб и ошибок 90-х годов. В этой сложной неопределенности ему удалось сформулировать концепцию развития народа как жизнеспособной нации.
С удивительной дальновидностью мудрого политика он сумел выявить необходимость соединения традиций чеченского общества с требованиями времени, обеспечивающими его развитие.
В условиях затяжного кризиса, политической стагнации, при отсутствии сколько-нибудь определенных взглядов на будущее Чечни первостепенное значение приобретала проблема места и роли ислама в жизни чеченского общества. То, что распространению в Чечне экстремистских форм ислама способствовал комплекс нерешенных социально-экономических проблем и межнациональных противоречий – не вызывало сомнений. Но определить идеологию народов в условиях воинствующего экстремизма – была задача не только трудная, но и опасная для жизни.
В совершенстве владея знаниями в области предписаний ислама, прекрасно осознавая актуальность проблемы, Ахмат-Хаджи понимал, что традиционные представления чеченцев, зафиксированные в обычном праве, не могут быть бесследно поглощены нравственно-этическими и правовыми нормами, порожденными иными социально-экономическими, политическими и этическими условиями. Как человек широко образованный Ахмат-Хаджи так же понимал, что менталитет чеченцев не допускал и не допустит противоречий между характером религиозного вероисповедания и своей национальной идентичностью. Он смог защитить право чеченского народа на свою самобытность, на уникальность, и мы благодарны ему за это. Таким образом, будучи истинным представителем своего народа, он не только любил его, но и глубоко понимал.
Нельзя не учитывать, что в ближайшее время чеченскому обществу предстоит находиться между двумя полярными измерениями, и это определит вектор развития процессов, как в социально-экономической, так и духовной сферах. Речь идет о нарастающем процессе возрождения традиционной культуры – с одной стороны. С другой – законы постиндустриального мира будут диктовать свои условия общественного устройства. Прекрасно осознавая полярную направленность этих тенденций, Ахмат-Хаджи Кадыров четко определил свою позицию и в этом вопросе. Для него не подлежало сомнению, что только включенность в общероссийский и мировой интеграционный процесс сможет обеспечить поступательное развитие чеченского общества.
Нельзя также забывать то обстоятельство, что последствия произошедшей национальной трагедии выразились не только в материальном ущербе, восполнимом за определенный промежуток времени в условиях современного цивилизационного развития, но и в огромных человеческих потерях, в духовно-нравственном упадке. Речь идет о потере людьми чувства самоуважения и даже – не без помощи средств массовой информации – о внушении народу сомнений относительно его этнической полноценности, оценка его как этноса, склонного к самоуничтожению. На уровне обыденного сознания (а на этом уровне находится подавляющая часть населения республики) это проявлялось в самобичевании, глубоком сожалении о совершившемся, тяжелом чувстве вины. Хорошо осознавая, что гражданское общество – это, прежде всего, сообщество людей, осознающих свою способность к саморазвитию, Ахмат-Хаджи, как лидер народа, смог поставить заслон подобному виду лже-пропаганды.
Условием решения задач дальнейшего развития чеченского общества он видел в том, чтобы восстановить государственность народа в рамках демократической республики, как субъекта Российской Федерации, выработать принципы и механизмы общественного регулирования, которые были бы способны стать заслоном возрождению отживших представлений и идеалов, потерявших свои созидательные возможности.
Для его сына – Рамзана Ахматовича не было сомнений, что этим механизмом станет универсальная природа исполнительных и законодательных функций государства. Речь идет об особом значении, которое приобретает в Чечне основополагающий принцип государства – универсальность. Как политический институт он в новых социокультурных реалиях становится условием единения и консолидации чеченского общества. Для этого, оставаясь центральным институтом, ядром политической системы чеченского общества, стратегически нацеленного на демократию, государство Чечни сконцентрировало содержание политики в рамках централизованной власти. И, несмотря на глубокие демократические традиции, характерные чеченскому обществу в рамках его общинно-родовой социокультурности, усиление этатистских тенденций – укрепление государственной системы – находит и оправдание, и поддержку народа. Усиление консолидирующей роли института государства обусловлена целым рядом факторов.
Вместе с тем, усиление исполнительных органов государственной системы и абсолютизация института государства, хотя в определенном смысле и приводит к возвышению исполнительных органов власти над представительными институтами, все-таки не сможет изменить демократические тенденции, законодательно закрепленные в Конституции Чеченской Республики. Государство, являясь институтом народной власти, его представительным органом, должно стать исполнителем воли народа.
Чеченская Республика вновь станет многонациональной. Об этом в своих пламенных выступлениях перед населением республики и за ее пределами напоминал Ахмат-Хаджи. Он подчеркивал, что произошедшая трагедия не выбирала никого – ни по языку, ни по вероисповеданию, что русскоязычное население возвратится в республику, и мы вновь будем вместе жить. Говорил о том, что обеспечение культуры взаимопонимания, толерантности во взаимоотношениях между представителями разных национальностей и конфессий в условиях поствоенной республики равнозначно обеспечению политической стабильности и созданию основ гражданского общества.
Мы сегодня говорим о человеке, который сделал реально возможным решение государственных задач. Он поставил интересы своего народа выше личных интересов, безопасность общества – выше своей безопасности. Его породило время тяжелых испытаний, и он мужественно свою миссию выполнил. Он не искал для себя покоя, и погиб во имя того, чтобы жил его народ. Отдавая дань глубокого уважения мыслителю, политику, талантливому человеку, мы с удовлетворением можем отметить, что дело, которому он служил, продолжается.

А.А. Анасов,
корреспондент Шелковской районной газеты «Терская новь»
2020 г.